Муниципальное казенное дошкольное образовательное Учреждение «Межгюльский дет.сад «Родничок» «Принято» На заседании Совета педагогов От 2021 протокол № основная образовательная программа МКДОУ «Родничок» С.МЕЖГЮЛЬ Хивского р-на Структура программы I Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.2.Планируемые результаты освоения программы П Содержательный раздел 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие» 2.1.3 Образовательная область «Развитие речи» 2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.4. Взаимодействие ДОУ и социума 2.5. Региональный компонент III Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение программы 3.2. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания 3.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 3.4. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды 3.5. Кадровые условия реализации программы I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 1.1. Пояснительная записка. Основная образовательная программа МКДОУ «Межгюльский детский сад «Родничок» (далее МКДОУ «Родничок») разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Основная общеобразовательная программа МКДОУ «Родничок» обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает предоставление равных стартовых возможностей для всех детей, достижение воспитанниками готовности к школе. Детский сад осуществляет обучение и развитие, а также коррекцию недостатков в речевом развитии детей дошкольного возраста. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Режим работы МКДОУ «Родничок» реализуется по пятидневной рабочей неделе в сокращенном режиме - 10,5 часов, с 8-00 до 18.30. Образовательная программа МКДОУ разрабатывалась в соответствии с требованиями основных нормативных документов: федерального уровня: • Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ); • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). регионального уровня: Государственная программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РД от 23.12.2014 г. № 664. Концепция развития дошкольного Дагестан. Махачкала, 2007 г. образования в Республике С документами локального уровня МКДОУ «Межгюльский детский сад «Родничок». 1.1.1.Цели и задачи реализации программы. Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Задачи: • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы 1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. 2) Принцип научной обоснованности и практической применимости. 3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. 4) Комплексно-тематический процесса. принцип построения образовательного 5) Принцип построения образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. 6) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 7) Принцип психологической комфортности предполагает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, создание в группе доброжелательной атмосферы. 8) Принцип взаимодействия с семьями воспитанников, который основывается на вовлечении родителей в образовательный процесс, на реализации совместных детских проектов, участии в выставках, конкурсах, совместных мероприятиях. 9) Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития детей. 1.1.3.3начимые для разработки и реализации Программы характеристики Общие сведения о работниках и детей в ДОУ. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими штатами (3 педагога). В штатном расписании предусмотрены ставки: музыкального руководителя. Образование: Высшее педагогическое образование Среднее специальное Квалификация: первая категория соответствие без категории Стаж работы: до 5 лет от 5 до 10 лет свыше 10 лет от 15 до 20 лет 20 лет и более 100 % педагогов прошли обучение по программе «От рождения до школы» Н.Веракса в соответствии с ФГОС, а также повышают свой профессиональный уровень через посещения методических объединений города, прохождение процедуры аттестации, самообразование, семинары педагогов, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Комплектование групп Группа, возраст детей Количество детей Младшая разновозрастная (2-4года) Старшая разновозрастная (5-7лет) Возрастные особенности детей подробно сформулированы в комплексной программе «От рождения до школы». Учреждение оснащено оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на игровых верандах. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. 1.2. Планируемые результаты усвоения программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: > ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; > использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; > владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; > стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; > проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; > проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; > у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: > ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; > ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; > ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ^ ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; > у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; > ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; > ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Вариативная часть. > ребенок приобщится к уникальной материальной и духовной культуре народов Дагестана, к их традициям и обычаям, нравственно эстетическим ценностям; > будет сформирован интерес к истории культуры, желание изучать литературу и культуру народов Дагестана; > будет сформировано чувство уважения и понимания труда и таланта народов Дагестана, любовь к родному краю; > будут сформированы знания о традициях, жизни и быта народов Дагестана через их литературу, ребенок усвоит нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к жителям нашего региона; > ребенок проявляет любознательность к природе родного края, к тому, что окружает и близко ему со дня рождения, научится сохранять и преумножать богатство родной земли; > у ребенка сформируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов - любви к малой родине; > осуществится воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов; > сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений; > ребенок будет иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов Дагестана, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой; > выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1,Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Патриотическое воспитание детей Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью освоения различных социальных ролей Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Трудовое воспитание Развитие игровой деятельности детей Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой) Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Народные игры Игрыэкспериментирования Обучающие игры Обрядовые игры • Игры с природными объектами • Игры с игрушками • Игры с животными • Сюжетно-дидактические • Подвижные • Музыкально дидактические •Учебные • Семейные • Сезонные • Культовые Тренинговые игры • Интеллектуальные • Сенсомоторные • Адаптивные Сюжетные самодеятельные игры • Сюжетноотобразительные • Сюжетно-ролевые • Режиссерские • Театрализованные Досуговые игры • Интеллектуальные • Игры-забавы, развлечения • Театрализованные • Празднично карнавальные • Компьютерные Досуговые игры • Игрища • Тихие игры • Игры-забавы Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Цель: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному поселку, району, своему народу. Задачи: 1. заложить основы гражданско- патриотической позиции личности; 2. освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города; 3. получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и Т.д. 4. воспитание чувства гордости за дагестанский народ; 5. формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми. Компоненты патриотического воспитания Опыт познавательный (представления ребенка об окружающем мире) • О культуре народа, его традициях, творчестве • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках • О символике родного города, республики и страны (герб, гимн, флаг) Опыт эмоционально ценностный (эмоционально положительные чувства ребенка к окружающему миру) • О культуре народа, его традициях, творчестве • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках • О символике родного города, республики и страны (герб, гимн, флаг) Опыт практический (отражение отношения к миру в деятельности • Труд • Игра • Продуктивная деятельность • Музыкальная деятельность • Познавательная деятельность Для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно: > проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку; > > уважение к достоинству других; стремление к познанию окружающей действительности; > решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира; > бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Цели: 1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. 2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Задачи: 1. формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 2. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 3. передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 4. формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Основные направления работы по ОБЖ *1* Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения; ❖ Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; ♦♦♦ Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения ♦> Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке. ♦> Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке. ♦> Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. ❖ Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения. Примерное содержание работы 1) Ребенок и другие люди: ♦♦♦ О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. ❖ Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. ♦♦♦ Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. ❖ Ребенок и другие дети, в том числе подросток. ♦♦♦ Если «чужой» приходит в дом. ♦♦♦ Ребенок как объект сексуального насилия. 2) Ребенок и природа: ♦> В природе все взаимосвязано. ♦♦♦ Загрязнение окружающей среды. ♦♦♦ Ухудшение экологической ситуации. ♦♦♦ Бережное отношение к живой природе. ♦♦♦ Ядовитые растения. ♦♦♦ Контакты с животными. ♦♦♦ Восстановление окружающей среды. 3) Ребенок дома: ♦♦♦ Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. ♦♦♦ Открытое окно, балкон как источник опасности. ❖ Экстремальные ситуации в быту. 4) Ребенок и улица: ♦♦♦ Устройство проезжей части. ♦> Дорожные знаки для водителей и пешеходов. ❖ Правила езды на велосипеде. ♦♦♦ О работе ГИБДД. ♦♦♦ Правила поведения в транспорте. ❖ Если ребенок потерялся на улице. Трудовое воспитание Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: 1. Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества). 2. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих